За кулисами киевской оперы

Наткнулся сегодня в интернете на интересную экскурсию за кулисы киевской оперы. Стоит 140 гривен, начинается в 17:20, перед началом вечернего спектакля.

Решил сходит.

Место сбора, около памятника Лысенко, рядом с самим зданием оперы.

С бирюзовой сумкой стоит девочка с сайта “Киевский КОД”, собирает денежку.

Позже подошел наш экскурсовод.

Сказала пару приветственных сообщений на украинском, потом перешла на русский.

Первым делом, через служебный вход прошли в красную комнату. При коммунистах тут проходила разные партсобрания, сейчас просто комната отдыха артистов.

испр

Идем дальше. За сценой. Декорации.

Проходим на сцену.

Оркестровая яма.

Декорации на сцене. Все готово к началу представления.

Поверхность сцены покрыта палубным брусом, облегчающим прыжки артистов по ней. Уклон сцены стандартный – 4 градуса. Вместе с наклоном зрительного зало создается своеобразный 3D эффект представления. Под сценой еще 5 метров – находится сейф для хранения декораций.

Будка суфлера. Закрывается во время оперных представлений.

Наверху куча приборов, создающих свет. Высота тут 28 метров.

Световики раньше сидели сверху и крутили лампы вручную. Сейчас всем занимается автоматика. За один час тут сжигается 30 киловат электроэнергии, тогда как наш экскурсовод тратит всего 5 за целый месяц.

Там где занавес – 40 тонный пожарный щит.

Щит препятствует вентиляции помещения и перекрывает доступ кислорода к огню. В 1867 году на месте нынешнего национального оперного театра было здание русской оперы, которое сгорело. Тогда еще пожарных щитов не было.

Несмотря на то, что здание было электризовано, электричество тогда стоило очень дорого, поэтому пользовались свечами, возможно это и послужило причиной пожара. Также есть версия, что причиной пожара стал горящий пыж, выпущенный из пистолета Ленского в опере “Евгений Онегин”, ставящейся в тот день.

Пожар случился после представления, никто не погиб. Зато сгорели очень дорогие костюмы с настоящими самоцветами (бижутерию в то время еще не изобрели).

Монитор за сценой.

Все мониторы театра направлены на дирижера оркестра. Этот, например, служит для синхронизации засценного хора с оркестром.

Комната с мелкими декорациями, различными предметами, использующимися в спектаклях.

Человек был так увлечен показыванием своего склада и рассказами о предметах, что даже задержал нашу экскурсию.

Далее идем по коридору с комнатами артистов.

Оперные классы разбросаны по всему зданию, для того, чтобы артисты своим пением не мешали друг другу.

В здании присутствуют также кабинеты врачей фониатров (голосовые связки), ортопеды-массажисты и даже стоматологи.

Концертные ящики для перевозки костюмов.

Иногда такие отправляются куда нибудь далеко типо Японии, куда им плыть 2 месяца на пароходе. Большим спросом там пользуются Щелкунчик и Лебединое озеро. Для этих выступлений у театра есть два экземпляра костюмов. Если иностранцы заказывают что то другое, то спектакль во время гастролей долго не показывается.

Репетиционный зал

Тут тоже уклон 4 градуса, как на сцене.

Едальня

Очень по-совковому.

Театральная площадь

Когда то тут росли ивушки, но под площадью находится здание машинного отделения и после его постройки прижились только кусты с плоской корневой системой.

Костюму к сегодняшнему представлению.

Сегодня ставят “Бал-маскарад”.

Гримерка

Какой то поцык стрижется, наверное у какой нибудь своей знакомой.

Завивочные марсельские щипцы до сих пор в ходу. Их нагревают в печке. Плойки тут не в почете.

В коридоре встречаем композитора Переяславля Скорого.

В самом начале экскурсии еще встретили Людмилу Монастырскую, фото с ней смазалось, к сожалению.

Буфет, также совочного стиля.

В буфете портрет Шевченко, именем которого назван театр.

Имя Шевченко театр получил в 1934 году. Шевченко не имел никакого отношения к опере. Вероятнее всего его имя было выбрано благодаря его социальному происхождению. Тот же Лысенко не подходил из-за его происхождения. А до 1926 года театр вообще носил имя Карла Либкнехта, имя которого известно сейчас только тем, кто очень хорошо учился в советской школе.

Бельетаж с прогулочной галлереей

На потолке написаны имена русских композиторов. Театр открывался под названием “Русская опера”.

Заходим в царское ложе.

Ни одного царя тут так и не успело посидеть, кроме, разве что, шведского короля, приезжавшего лет 15 назад. Сейчас ложе принадлежит минкульту. Когда у минкульта нет гостей, билеты поступают в продажу в кассах. Благодаря хорошему обзору билеты сюда самые дорогие.

Вообще театр сейчас вмещает 1300 людей. А когда то в здании было 1600 мест за счет того что на 3 этаже стояли лавки вместо раздельных сидений а на 4 вместо технического оборудования были стоячие места.

Еще этот зал примечателен последним, 12м, роковым покушением на Столыпина. Тут он и скончался, дав перед смертью свое благославление, присутствующему также в зале царю. Царь, кстати, сидел не в царской ложе, а в небольшом балкончике рядом со сценой.

Здание было построено в 1901 году, незадолго до русских революций. 15 лет, в золотой период истории театра, содержалось на средства меценатов. Артисты в те годы получали тут самые высокие гонорары в мире, что привлекало сюда известнейших европейских звезд.

Сейчас же наблюдается обратный процесс. Украинские звезды уезжают в Европу. Театр служит донором хороших артистов.

После революции, в 17-19 году в Украине был период всеобщей украинизации. Многие постановки театра перевели на украинский язык.

С приходом к власти большевиков в 1919 году от оперы, как и от любого другого буржуазного искусства, решили избавиться. Усилиями директора театра, здание было сохранено и получило имя того самого Либкнехта.

Большевикам сравнять с землей оперный театр не удалось. А вот в новейшей истории такие прицеденты имеются. Далеко ходить не надо, в бывшей нашей Туркмении нынешний туркменбаши уничтожил оперу в Ашхабаде.

15 июня 1941 года в театре закончился очередной оперный сезон, а 22 июня на советский союз напали немцы.

Труппа перебралась в Уфу, затем в Иркутск.

В 1942м в здании обосновалась Большая Немецкая Опера. На представления собиралось все украинское руководство третьего рейха, что служило очень лакомым кусочком для советских подрывников. Но не одного взрыва в здании организовать так и не удалось. 2 мая 1943 при освобождении Киева от немцев в здание попала бомба, через крышу пробила партер и залетела в подвал. К счастью, она не взорвалась.

Люстра состоит из 200 лампочек.

Раз в сезон она опускается и чистится.

В Киеве, кстати, пошла мода на маленькую шляпку “таблеточка с вуалеточкой”, после жалоб на пышные дамские шляпы. Позже в прессе вышло объявление, в котором в пышных шляпах разрешалось приходить только дамам преклонного возраста, коими себя, понятно, никто не считал.